На радиорелейные станции связи (РРС) прямой видимости – надежное, удобное и доступное средство связи – сохраняется устойчивый спрос, как на отечественном, так и на мировом рынке. В то же время под этой аббревиатурой подразумевается оборудование разных классов и назначения, к которому предъявляются различные технические и потребительские требования.
Прежде всего, по скорости передачи информации РРС разделяют на три типа: низкоскоростные (малоканальные), среднескоростные и высокоскоростные. Низко- и среднескоростные РРС формируют класс РРС с плезиохронной иерархией объединения потоков (Plesiochronous Digital Hierarchy – PDH), поддерживают цифровые каналы емкостью 2, 8 и 34 Мбит/с (обозначаются, соответственно, Е1, Е2 и Е3). Высокоскоростные РРС формируют класс РРС с синхронной иерархией объединения потоков (Synchronous Digital Hierarchy – SDH) и поддерживают каналы емкостью 155, 622 и 2488 Мбит/с (обозначаются, соответственно, STM-1, STM-4 и STM-16). Каждый тип РРС имеет своего потребителя, который формирует требования к ним и условия их развития. Проведем анализ основных тенденций развития этих РРС на примерах отечественной продукции. Российские производители РРС в условиях рыночной конкуренции выпускают надежное и современное оборудование, и потребители могут не только без опасения за свои инвестиции, но и с выгодой для себя ориентироваться на отечественную продукцию. Количественные оценки будут приводиться в «пролетах», т. е. в двух полукомплектах, образующих радиорелейный канал связи.
Низкоскоростные РРС
Системы связи данного типа образуют самый массовый сектор рынка РРС – сектор корпоративных систем связи. Потребителями выступают средние и малые предприятия добывающей отрасли, производства, сервисные компании, агрофирмы и др., которые готовы использовать РРС для объединения своих площадок единой системой связи, управления и доступа в Интернет. В корпоративной связи к качеству канала связи предъявляются не столь высокие требования, какие предъявляют к РРС операторы связи, что способствовало появлению недорогих систем радиодоступа (СРД), основанных на принципах широкополосной связи и протоколе IP. Можно сказать, что борьба между РРС и СРД – это продолжение давнего соревнования между технологиями коммутации каналов и коммутации пакетов (IP-технологий) на радиочастотном поле. В целом же можно утверждать, что если длина пролета составляет хотя бы несколько километров, то технологии беспроводной связи (ТБС) оказываются предпочтительнее, чем проводные.
По экспертным оценкам специалистов АПОРРС, при благоприятных условиях ежегодная потребность низкоскоростных РРС должна составлять десятки тысяч пролетов. Однако спрос значительно сдерживается разрешительной системой [1]. Стоимость пролета низкоскоростных РРС составляет обычно не более 300 тыс. руб. Время развертывания «под ключ» РРС не превышает летнего периода практически в любом регионе России. Но процедура получения разрешения на эксплуатацию: «Частное решение ГКРЧ – экспертиза ФГУП ГРЧЦ, согласованная с Министерством обороны, – Разрешение Россвязьохранкультуры – Разрешение местного ОГСН» сейчас занимает около года. Реальная стоимость этой процедуры сравнима со стоимостью оборудования. Из-за непредсказуемости момента завершения процедуры частотных назначений мелкие и средние корпорации, не имеющие ни профессиональных лоббистов, ни требуемых средств, либо отказывают себе в создании единой системы связи, либо арендуют каналы связи у операторов связи, переплачивая и сдерживая развитие основного дела.
Продолжение читайте в печатной версии журнала
|