Высокая насыщенность и конкуренция на сотовом рынке в Самарской области не мешают компании «МегаФон» наращивать абонентскую базу и укреплять лидерские позиции. О том, как оператор строит свою работу, и планах на ближайшее время рассказал генеральный директор ОАО «МСС-Поволжье» Валерий Ермаков.
- Уровень развития регионального рынка диктует новые правила игры. Многое зависит сегодня от того, как компания представляет свой товар потенциальным потребителям. Расскажите о Вашей точке зрения на современные услуги сотовой связи.
– Приобретая наш товар, абонент получает не только доступ к сотовой сети, пластиковую SIM-карту и текст договора, но и нечто нематериальное – ощущения клиента. Так происходит во всем мире и на всех рынках.
Практика показывает, что операторы обладают одинаковым набором лицензий, работают в одних частотных диапазонах, специалисты компаний обучаются в одних и тех же центрах. Порой они даже оборудование одних и тех же производителей используют. Если, условно говоря, принимать в расчет «среднюю температуру по больнице», то мы находимся на одном технологическом уровне. Конечно, многое зависит и от того, как упакован тот или иной продукт, но все это делается для того, чтобы создать ощущения. Так определяется лидерская позиция игрока: кто первым сформировал необходимые ощущения, того и начинают копировать. Подобных примеров много даже в смежных сферах бизнеса.
Скажем, телефон iPhone. На первый взгляд, обычный сотовый аппарат. Сравнивая его характеристики с другими моделями, лишний раз убеждаешься в этом, ведь даже сети третьего поколения он не поддерживает. Но взяв iPhone в руки, ты сразу понимаешь, что держишь удобное и красивое многофункциональное устройство. Тут же возникает желание приобрести его. Продукт копируют, на планку, которую установил Apple, ориентируются. Значит, Стив Джобс был прав!
Мы следим за тем, что происходит в мире, и с учетом этого опыта занимаемся формированием у наших клиентов правильных ощущений.
– И как Вы оцениваете успехи компании?
– Ощущения хорошо измеряются одним инструментом, который называется средним доходом на абонента (ARPU). Эта открытая информация, ее легко проверить. При сравнении среднего дохода на абонента у различных игроков российского сотового рынка выясняется интересный факт: ARPU МегаФона выше, чем у других операторов «большой тройки». Такая же ситуация в Самарской области и во всех регионах Поволжья. Вполне естественно, что жители России для сотовых операторов одинаковы с точки зрения формирования лояльности. Нет таких, которые изначально больше любят МегаФон или, например, «БиЛайн». Преференций у нашей компании никаких не было.
Цифры свидетельствуют, что ARPU других операторов «большой тройки» в Самаре около 8 долл., МегаФона – почти 12 долл., при этом голосовой трафик наших абонентов вдвое выше. Они не просто больше общаются, но активнее пользуются предлагаемыми услугами. Средний голосовой трафик абонента МегаФона составляет около 280 минут в месяц, а конкурентов – приблизительно 150 минут. Согласитесь, существенная разница. Мне кажется, это хороший индикатор, который показывает, что ощущения клиентов МегаФона превосходят ощущения абонентов наших конкурентов. Чем больше клиент разговаривает по телефону, тем выше доход оператора. На этом принципе построена политика нашей компании, к реализации которой мы подходим с двух сторон: первая – это маркетинг, вторая – технологическое развитие.
– А как же Ваше утверждение, что технологические платформы операторов сотовой связи не сильно различаются?
– Если судить об оборудовании, это действительно так, но есть понятие масштаба сети. Самарская область площадью 53,6 тыс. кв. км – это не только улицы больших городов, это дороги, по которым передвигаются наши абоненты, огромное количество деревень и загородных зон, где наши клиенты живут и отдыхают. Потребители услуг МегаФона работают на разных инфраструктурных объектах, рядом с которыми нет крупных населенных пунктов. И вот тут уже имеют значение масштабы внедрения технологий. Связь клиентам компании в Самарской области обеспечивают более 1 тыс. базовых станций, у других операторов их вдвое меньше. Мы вкладываем большие средства в развитие своей сети, что позволяет обеспечить высокую надежность связи. В центре города это преимущество незаметно, но когда абонент пользуется нашими услугами, находясь на цокольном этаже, в лифте или подвале, различия становятся явными.
– Какова структура сети в Поволжье: сколько базовых станций, коммутаторов, что представляет собой транспортная сеть? – Свыше 5 тыс. базовых станций, связанных 23 коммутаторами, обеспечивают нашим абонентам возможность общаться. Часть сети построена на базе радиорелейных каналов связи, и сейчас мы работаем над созданием оптоволоконной транспортной сети. На сегодняшний день МегаФон – единственный сотовый оператор, который имеет собственную поволжскую транспортную сеть протяженностью более 6 тыс. км – от Астрахани до Казани и от Чебоксар до Уфы и Оренбурга.
На текущий год запланировано строительство ВОЛС до Пензы, Саранска и Йошкар-Олы. Таким образом, к концу 2008 г. магистральная сеть компании охватит все 13 лицензионных регионов МегаФона-Поволжье. Тем самым мы готовимся к внедрению сетей 3G и грядущему повышению потребления услуг передачи данных. Собственная магистральная сеть компании позволит нам значительно экономить на аренде каналов и предоставлять пользователям услуги по адекватной цене. Кроме того, в 2008 г. мы начнем в Поволжье строительство центра управления магистральной сетью всего МегаФона, а также создание технологической площадки data-центра мирового уровня. Подобные проекты еще не реализовывались в Самарской области.
– Значит, вы делаете ставку на сети сотовой связи третьего поколения? Но ведь у этого стандарта есть конкуренты, особенно на российском рынке, например WiMAX.
– Мы делаем ставку на высокие скорости и готовим инфраструктуру к внедрению любой технологии. Часть инфраструктуры останется в неизменном виде: межрегиональные оптоволоконные сети и проводной Ethernet в качестве транспорта между базовыми станциями. Дело в том, что технологии появляются очень часто. И если какая-либо из них в течение шести лет не успела «зацепиться за рынок», набрать определенную критическую массу, она погибает. Приходит новая, более совершенная технология, с которой предыдущая уже не способна конкурировать. Сейчас именно такой момент – непонятно, кто окажется сильнее – 3G или WiMAX, причем победитель будет определяться в зависимости от массовости распространения, внедрения и реализации соответствующих решений. Вступят в силу экономические законы – в условиях массового производства терминалы и оборудование для базовых станций будут дешеветь, продавать их станет выгоднее. Наша компания развивает свою WiMAX-сеть. В прошлом году много времени ушло на решение вопроса с частотами. Как известно, сейчас надо получать присвоения на конкретную базовую станцию. В текущем году мы приступаем к масштабному строительству WiMAX-сети. На данный момент не называем сеть коммерческой, поскольку пока не можем обеспечить уверенный прием в любой точке города.
– Назовите самое значительное техническое решение, внедренное компанией в 2007 г. В чем его преимущество для абонентов?
– Внедрен
|